Однако проведение правильной денежно-кредитной политики наталкивается на серьезные трудности. Во-первых, между изменением денежного предложения и его воздействием на номинальный NVP проходит достаточно длительный период времени, или временной лаг. Этот лаг может быть сравнительно коротким (от 6 до 8 месяцев) или длительным (до двух лет). Вероятность точного определения момента, когда денежное предложение начнет действовать на номинальный ЧВП, невелика.
К тому же если, например, некоторые признаки указывают на процесс спада в экономике, то обычно прибегают к политике дешевых денег, т.е. низких процентных ставок. Но через полгода может оказаться, что экономика стоит на грани инфляции, вследствие чего предпринятая политика может не ослабить, а усилить дестабилизацию и вызвать дальнейший рост инфляции.
Во-вторых, возникает трудность с регулированием процентных ставок. Иногда вместо их повышения кредитные учреждения в целях стабилизации могут снизить эти ставки и тем самым вызвать дальнейший рост инфляции. С точки зрения монетаристов, оптимальной на долгосрочных временных интервалах является политика, рассчитанная на постоянный рост денежной массы, примерно равной трехпроцентному уровню роста реального объема производства. В этом случае растущее денежное предложение будет способствовать совокупным расходам и, следовательно, росту объема производства.
Продолжение ниже рекламного блока:
Вместе с тем если денежное предложение не будет превышать определенной границы, то не возникнет и инфляции из-за ограниченности денежной массы. Чтобы яснее представить расхождение и сходство альтернативных концепций кейнсианцев и монетаристов в более широком плане, сопоставим их с приведенными моделями совокупного спроса и совокупного предложения. Для этого рассмотрим соответствующие графики.
В монетаристской модели сдвиг кривой совокупного спроса вправо или влево объясняется расширением или сокращением денежного предложения: при расширении предложения происходит сдвиг кривой вправо, при сокращении — влево.
В кейнсианской модели помимо совокупных расходов учитываются также фискальная и денежно-кредитная политика государства. Следовательно, такая модель носит более широкий характер, по крайней мере, относительно совокупных расходов, так как к ним добавляются государственные закупки и налоги.