Кейнсианцы при этом читают, что современные рынки не способны автоматически регулировать спрос и предложение и (прежде всего соотношение между ценами и заработной платой. (Монополии могут искусственно поддерживать высокие цены, (несмотря на снижающийся спрос. Это приводит к тому, что (рыночное регулирование является не гибким и снижение спроса на продукцию, хотя и приводит к падению цен, но не обязательно одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы и обеспечит полную занятость.
Далее, поскольку рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и обеспечить полную занятость, стабильность производства и цен, то кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач.
Вмешательство государства должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая смягчала бы периодически возникающие спады и резкие подъемы производства (экономические циклы).
Чтобы объяснить механизм государственного регулирования экономики, обратимся к основным составляющим совокупных, расходов для производства чистого внутреннего продукта:
Продолжение ниже рекламного блока:
Чистый внутренний продукт (NVP) = Потребление (личное) (С) + Инвестиции (общие) + Экспорт (чистый) (Ем) + + Государственные закупки.
Следует иметь в виду, что государственные закупки товаров и услуг — основной компонент совокупных расходов, важный элемент политики государственного регулирования. При этом увеличение или уменьшение государственных расходов способствует повышению или сокращению объема внутреннего производства.
Поэтому в период спада государство должно увеличивать свои расходы, а во время инфляции — сокращать их. Важно подчеркнуть, что такие расходы влияют на уровень производства, а следовательно, на занятость непосредственно.
Налоговая и денежно-кредитная политика, напротив, влияют на объем производства косвенно. Так, налоги оказывают непосредственное воздействие на потребление, а через него, косвенно, на национальный объем производства.